Государственное учреждение образования 
     "Коптёвская средняя школа"

Голосование  

Обучение Вашего ребенка в классе с изучением какого предмета на повышенном или углубленном уровне для Вас актуально?
Математика
Информатика
Русский
Белорусский
География
Химия
Биология

 

 

 

 

Новости 

23/10/2014
В преддверии Съезда ОО «БРСМ», социально значимых событий в РБ 2015 года, с учетом планируемого объявления в стране Года молодежи, БРСМ инициировал проведение открытого диалога «Молодежь Беларуси: традиции и будущее». Материалы размещены в разделе «Воспитательная работа».
23/10/2014
В период с 20 по 25 октября 2014 года проводится областная осенняя антинаркотическая акция «Миссия – жить!». Материалы акции размещены в разделе «Воспитательная работа».
20/10/2014
С 1 по 31 октября проводится республиканская пожарно-профилактическая акция по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде в осенне-зимний пожароопасный период. Целью данной акции является снижение количества пожаров происходящих по причине несоблюдения гражданами правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях, повышение информированности населения о возможностях госу
20/10/2014
Поздравляем команду школы, занявшую I место в военно-спортивной игре «Орлёнок-2014» Гродненского района в рамках акции Белорусского республиканского союза молодёжи «Служу Беларуси!»
14/10/2014
С 6 октября стартовала республиканская акция МЧС «Молодёжь за безопасность», приуроченная к 13-летию образования Белорусской молодёжной общественной организации спасателей-пожарных. Мероприятия продлятся до 27 октября.

 

 

    ПРОЕКТ

«КОМПАС»

(создание информационно-краеведческой

страницы на школьном сайте)

 

Актуальность проекта

 

Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где родился, с интереса к прошлому, настоящему и будущему. Сегодня, на наш взгляд,  одним из важных направлений деятельности  сельской школы является  поддержка и популяризация в подростковой среде  историко-краеведческой деятельности, сбор и систематизация информации о сельских населенных пунктах Республики Беларусь. Зачастую,  ученики больше знают о событиях, имевших место  за рубежом, чем об историческом прошлом своей малой Родины.

Изучение прошлого своей малой Родины, популяризация данных сведений  является одним из важных направлений работы по созданию условий для развития  туризма. Не секрет, что привлечь туристов можно  только чем-то новым, интересным. Краеведческое изучение  своей малой Родины поможет найти такие интересные факты.

Туристско-краеведческая деятельность  является эффективным комплексным средством решения задач гармоничного развития личности, особенно учащихся подросткового возраста и старшеклассников.

Благодаря краеведению имеется возможность глубже уяснить положения:

- история — это история людей;

- корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;

- в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;

труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Сеть Интернет сделает данную информацию доступной  широкому кругу пользователей через школьный сайт, который  посещают ученики, родители, выпускники школы и покажет результат краеведческой работы нашей группы.

 

Главные идеи:

·                   включение  учеников в краеведческую деятельность по изучению своей малой Родины в целях формирования  привлекательного туристического имиджа местности;

·                   вовлечение  учеников в исследовательскую деятельность через соединение её с современными интернет – технологиями.

 

Цель проекта:

·                   воспитание у школьников   информационной культуры через приобретение позитивного опыта  работы в сети Интернет, повышение мотивации  учащихся и учителей к изучению истории родного края.

 

Задачи проекта:

·                   формирование представления о важности изучения  прошлого и настоящего своей малой родины и популяризации данной информации в сети Интернет;

·                   развитие  опыта  включения в деятельность  социальных институтов;

·                   формирование опыта сотрудничества  обучающихся  разных классов;

·                   усовершенствование  навыков  ведения исследовательской деятельности, работы с различными источниками информации, умения отбирать информацию для  публичной презентации;

·                   представление возможности ученикам конкретного применения полученных на уроках информатики знаний через создание краеведческой страницы на  интернет сайте школы;

·                   создание  конечного информационного продукта, доступного всем пользователям всемирной сети Интернет;

·                   продолжить формирование чувства патриотизма и гордости за свою малую Родину.

 

 

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2011- май 2013.

 

 

Гипотеза

 

Каждое новое поколение отличается от остальных, и  дети, появившиеся на свет в 90-ые гг. ХХ века, с детства приобщаются к инновационным технологиям и владеют совсем иным подходом к информации, не мыслят свою жизнь без компьютера и  сети  Интернет.   Компьютер с выходом в сеть Интернет для современного школьника является источником информации, способ скоротать время, средством общения, возможностью заявить о себе. Всё, что связано с компьютером и Интернетом, вызывает у детей интерес, кажется им модным и современным, а, следовательно,  и необходимым.

Разработкой и реализацией данного проекта - созданием краеведческой страницы на интернет сайте нашей школы, мы попытаемся заинтересовать подростков краеведческой деятельностью, пробудить  у них интерес к истории своей малой Родины, показать новые возможности во взаимодействии подростка и социума.

 

Участники проекта:

·                   ученики 9-11 классов;

·                   классные руководители 9-11 классов;

·                   родители учеников;

·                   учитель информатики;

·                   представители Коптёвского сельисполкома;

·                   представители СПК «Коптёвка»;

·                    представители католического и православного духовенства  д. Коптёвка;

·                   работники Коптёвского центра культура.

 

Члены творческой группы:

·                   Тепкевич Е.И., заместитель директора по ВР;

·                   классные руководители 9 класса (Остапчик Т.С.),  10 класса (Гринцевич Е.Н.), 11 класса (Наревская М.З.);

·                   Чиженкова К., учащаяся 11 класса,   Даранчук М., учащийся 9 класса,   Полторак В., учащаяся 10 класса,  Конецкая В., учащаяся 11 класса;

·                   учителя школы (Жуковец С.В.,  Денисик Н.Ю., Тепкевич Е.И., Павленко С.Ю.).

 

 

 

Ресурсное обеспечение:

·                   книга «Память» Гродненского района, книга «Память» г. Гродно;

·                   материалы фондов библиотеки ГУО «Коптёвская средняя школа», библиотеки Коптёвского центра культуры;

·                   материалы секции  краеведения Областной научной библиотеки им. Я.Ф. Карского;

·                   материалы музея ГУО «Коптёвская средняя школа»;

·                   материалы Коптёвского сельисполкома, СПК «Коптёвка», церкви, костёла;

·                   материалы сети Интернет.

 

Ожидаемый результат:

·                   предполагается   сформировать у участников проекта интерес к истории своей малой Родины, который  позволит им испытывать  гордость за её историческое прошлое, научит вести самостоятельную поисковую работу;

·                   создание  краеведческой страницы на интернет-сайте школы, её постоянное обновлении и пополнение;

·                   появление у учеников школы  позитивного опыта работы в сети Интернет.

 

Этапы реализации проекта

 

I.                 Диагностико - мотивационный

 

Продолжи-тельность этапа

Содержание деятельности

Координатор

Результат

Сентябрь-декабрь

2011 г.

Знакомство участников проекта  с опытом проведения подобных мероприятий в других школах района, области

Авторы проекта

Определение целей и задач проекта

Подготовка анкеты  с целью:

1)  установить уровень  информационной культуры учащихся  в отношении сети Интернет,

2)  определить направления краеведческой работы, которые могут вызвать интерес у учащихся данного возраста

Классный руководитель

10 класса

Составлены

2 варианта  анкет

Проведение анкетирования среди  учащихся  8-11 классов и анализ полученных результатов

Учащиеся

9 класса

Определены особенности информационной культуры учащихся  и основные направления краеведческой работы, которые представляют для них интерес

Создание программы проекта «Компас»

Творческая группа

Презентация программы проекта  его участникам

Изучение краеведческих сайтов и страниц  в сети Интернет

Творческая группа, учитель информатики

Определение  примерного содержания и формы будущей  интернет страницы

 

 

                                   II.             Организационно- практическая деятельность

 

Продолжи-тельность этапа

Содержание деятельности

Участники

Ответственные

Январь 2011-апрель 2013

Сбор краеведческого материала по  определённым направлениям (Приложение 1)

Учащиеся

9-11 классов

Классные руководители

9-11 классов

Сбор иллюстративного материала  по определённым направлениям

Учащиеся

9-11 классов

Конецкая В., Чиженкова К.

Компьютерная и цифровая обработка  собранного материала

Творческая группа

Даранчук М., учитель информатики Денисик Н.Ю.

Размещение полученного материала в сети Интернет

Творческая группа

Учитель информатики Денисик Н.Ю.

 

  

III.         Аналитический этап

 

Форма работы

 

Продолжи-тельность

Координатор

Результат

1.

Отбор средств изучения эффективности проекта

Март-апрель 2012 г.

Классные руководители

Применение наиболее эффективных средств

2.

Мониторинг эффективности используемых форм работы

Ежемесячно

Классные руководители

Коррекция проекта и использование наиболее эффективных форм работы

3.

Мониторинг посещаемости интернет - страницы и анализ  отзывов посетителей

Ежемесячно

Учитель информатики, творческая группа

Корректировка оформления страницы,  выделение наиболее популярных тем и их углубленная разработка

4.

Количественная и качественная  оценка воспитательной  деятельности, соотнесение полученных результатов с поставленной целью

Ежемесячно

Классные руководители, творческая группа

Объективное представление о ходе реализации проекта, анализ и оценка работы творческой группы

 

 

IV.           Заключительный этап

 

Продолжи-

тельность  этапа

Содержание

деятельности

Координатор

Апрель-май  2013

Подведение итогов деятельности по реализации проекта

Классные руководители, творческая группа

Составление письменного анализа проекта

Классные руководители

Скрин-шот конечного варианта интернет страницы

Учитель информатики, творческая группа

Определение возможностей обновления материала на интернет странице, технического обслуживания

Участники проекта

 

Приложение 1

 

Основные направления поисковой краеведческой работы

 

Направление работы

Состав творческой группы

Ответственный

Применяемые формы работы

1.

Характеристика социально- экономического положения Коптёвского сельсовета и его история

Полторак В., Ломашевич Т.,

Бульба О.,

Этель Ю.

Полторак В.

-Сбор статистического материала;

-встреча с представителями сельисполкома и СПК «Коптёвка»;

-анализ монографической литературы;

-проведение соцопросов среди жителей сельсовета.

2.

История  малых деревень сельсовета

Конецкая В., Чиженкова К., Наревская М.З.

Конецкая В.

-Беседа со сторожилами;

-сбор этнографического и фольклорного материала;

-изучение архивных материалов;

-изучение  периодических изданий.

3.

Памятники истории и культуры на территории сельсовета

Ковалевский П., Рыжко Д., Гринцевич Е.Н., Чиженкова К.

Гринцевич Е.Н.

-Беседа со сторожилами;

-сбор этнографического и фольклорного материала;

-изучение архивных материалов;

-изучение  периодических изданий.

4.

История СПК «Коптёвка»

Учащиеся и классный руководитель

9 класса

Рыжко Д.

-Беседа со сторожилами;

-изучение архивных материалов;

-изучение  периодических изданий;

-анализ статистического материала.

5.

Летопись нашей школы

Учащиеся и классный руководитель

10 класса

Гринцевич Е.Н.

-Беседа со сторожилами, учителями-пенсионерами;

-изучение архивных материалов;

-изучение  периодических изданий;

-анализ статистического материала.

6.

Разработка туристического маршрута по территории Коптёвского сельсовета

Ковалевкий П., Павленко С.Ю.

Ломашевич А., Жуковец С.В.

Павленко С.Ю.,

Жукавец С.В.

-Составление географического описания  сельсовета;

-изучение флоры и фауны региона;

-составление  возможных туристический маршрутов и планов походов.

 

 

 

Тапонімы нашай  мясцовасці

(Капцёўскі  сельсавет)

 

На 01 студзеня  2013 года Капцёўскі сельсавет налічвае 24 вёскі 3259 жыхароў (да гэтага было 5499) . Да горада адышлі наступныя вёскі: Малахавічы, Вішнявец, Солы, Скамарошкі, Кашэўнікі,   Вялікая Альшанка і пасёлак Фабрычны.  Самымі вялікімі населеннымі пунктамі з’яўляюцца вёска Каробчыцы  (1114 жыхароў) і аграгарадок Капцёўка (918 жыхароў).  Самая маленькая вёска Юзэфоўка, дзе пражывае адзін чалавек.

БРОСТЫ. Назва, магчыма, ад старабеларускага “брост” – дрэва бераст (вяз грабалістны). Першы ўспамін вёскі ў 1534 годзе ў судовай справе Гродзенскага гарадскога суда. Не выключана, што Бросты – калыска магнацкага роду Бжастоўскіх.

БЫЧКІ. Назва вёскі ўтворана ад асабістага імя Бык-Бычыха (па версіі У.Жучкевіча) або ад тэрміна “бычок” – сенажаць і балота на выспе ( па версіі даследчыка Яшкіна). У 1784 годзе вёска належала гродзенскаму маршалку Вормеру і адносілася да Гродзенскай парафіі.

ВІШНЯВЕЦ  (да 1964 года – Гнойніца). У аснове новай назвы (з 1964 г.) – дрэва вішня. Маёнтак спачатку атрымаў па прывілею вялікага князя Аляксандра Ягелончыка ад 13 лютага 1505 года гродзенскі ключнік Апанас Дудка. Пасля яго смерці ўдава выйшла замуж за Чэшэйка Грынковіча, якому і перайшлі землі. Дачка А. Дудкі выйшла замуж за Рабея Грынковіча,  які стаў таксама ўладальнікам часткі Гнойніцы. Часткай валодаў сын Рабея Сідар. Да ўсіх уладальнікаў фальварка мяшчане Гродна мелі прэтэнзію за неўплату падаткаў гораду. 18 студзеня 1553 года прыгавор суда прымусіў іх выплочваць Гродна складкі і падаткі. У 1558-1561 гадах вёска належала да грунтаў горада Гродна (18 валок, 11 моргаў). У вайсковым спіску 1567 года як уладальнікі зямель у Гнойніцы ўпамінаюцца Фёдар Сасін, Адам Шэмбел, Іван Макарэвіч.

ВЯЛІКАЯ АЛЬШАНКА. Назва вёскі пайшла ад назвы альхі, альховага лесу, кустоў (па версіі У. Жучкевіча). Па прывілеям польскага караля і вялікага князя літоўскага ад 16 ліпеня 1502 года і 4 снежня 1506 года належала да грунтаў горада Гродна. Землі гэтай вёскі былі падараваны гродзенскім цэрквам Уваскрасенскай, Св. Мікалая, Св. Сімеона, Прычысценскай, Чэснакрэсценскай. Успамінаецца ў прывілеі караля Уладзслава IV, дадзеным гродзенскай царкве Уваскрашэння Хрыстова ад 20 мая 1633 года: 4 валокі пры сёлах Альшанка і Канюхі былі падараваны царкве ягонымі папярэднікамі – вялікім князем Аляксандрам і каралём Стэфанам Баторыем. У 1559 годзе гэта была казённая каралеўская вёска. Частка зямлі ў Альшанцы ў 1712 годзе належала шляхціцам, 10 валок – гродзенскім дамініканам, францішканам. У 1784 годзе вёска належала гораду Гродна і адносілася да Гродзенскай парафіі. Разам з Малой Альшанкай мела 44 валокі. У 1789 годзе ў вёсцы было 14 дамоў.

ГІБУЛІЧЫ. Паходжанне назвы, хутчэй за ўсё, балцкае. Па прывілеям польскага караля і вялікага князя літоўскага ад 16 ліпеня 1502 года і 4 снежня 1506 года належалі да грунтаў горада Гродна. У 1558-1561 – належала да грунтаў горада Гродна (24 валокі). Тры валокі меў тут у гэты час каралеўскі мернічы Мікалай Хржаноўскі, 2 валокі – памешчык Гродзенскага павета Дахна Канстанціновіч, па тры валокі – Мікалай Каўнацкі, шляхціц Барташ Зброжка. Паводле інвентара 1712 года, амаль палова грунтаў у Гібулічах належала шляхце. Сярод іх: Хэлхоўскага – 4 валокі, Канчэўскага – 5,25 валокі,  Эйсмант – 4 валокі. У 1784 годзе адносілася да Гродзенскай парафіі.

ГНЕВЯНШЧЫНА. Назва вёскі гаворыць пра ўладальнікаў з роду Гневінскіх (па версіі польскага даследчыка Баровіка). У 1784 годзе вёска належала Гродзенскаму францішканскаму кляштару і адносілася да Гродзенскай парафіі.

ГОРНІЦА. У аснове назвы вёскі слова “гара” – узгорыстае места (па версіі У Жучкевіча), але фактычна назва паходзіць ад назвы невялікай рэчкі. У першай палове XVI стогоддзя належыла Адаму Чыжу, жанатаму на Фядоры, дачцы П.Сапегі, маршалка гаспадарскага, ваяводы падляшскага і навагрудскага. Пасля смерці Адама ягоны дваюрадны брат Станіслаў Андрэевіч дзве трэці валоданняў “спустил и продал пану Остафю Воловичу”, наступнаму мужу Фядоры. Ёсці прывілей вялікага князя літоўскага і караля польскага Жыгімонта Аўгуста пану Астафю Валовічу, маршалку і каралеўскаму пісару, на валоданне маёнткам ў Гродзенскім павеце Троцкага ваяводства Бераставіцай і Горніцай ад 1 жніўня 1556 года. Пасля смерці ўласніка Горніцы Пятра Чашэйкі адна трэць належала ўдаве Марыне Жукаўне, а дзве трэці – іх сыну Багдану. У 1557 годзе  па просьбе апошняга быў зроблены інвентар маентка.Маці выйшла замуж за Алехна Гардзевіча, і яны сумесна валодалі сваей часткай Горніцы. Нейкую частку яе яна дала Аверку Пайловічу, настаяцелю гродзенскай царквы Уваскрашэння. У 1690 годзе Горніца належала  Жалігоўскім. У часы Вялікага княства Літоўскага ўваходзіла ў склад Аўгустоўскага ключа Гродзенскай эканоміі. Пасля трэцяга падзелу Рэчы Паспалітай па ўказу Імператрыцы Кацярыны ІІ ад 16 лютага 1795 года вёска падаравана генерал-лейтэнанту Лассі. У ей было 106 душ мужскога полу і 69-жаночага. У 1846 годзе  маёнтак Целесік, ці Горніца, належаў Ганне Ясінскай. У 1872 годзе фальварак Горніца ўваходзіў у склад Аўгустоўскага ключа, які належаў Патрыкію О’Брыен дэ Ласі. Потым па спадчыне Горніца перайшла Аляксандру  О’Брыен дэ Ласі,  а затым - яго сыну Петрыку, які  ў 1911 годзе паспрабаваў  атруціць сям’ю сваёй жонкі княгіні Бутурліной з-за спадчыны цесця і апынуўся на катарзе  ў Сібіры. У 1927-1928 гадах землі маёнтка Горніца былі раздзелены. Апошнімі ўладальнікамі былі Чарнецкія.

ЖУКЕВІЧЫ. У аснове назвы вёскі - слова”жук”, ад якога ўтвораны розныя прозвішчы.

ЖЫЛІЧЫ. Назва вёскі паходзіць ад прозвішча  Жыліч, аснова якога вядома з  ХVІ стагоддзя. Упершыню ўпамінаецца  ў 1530 годзе як вёска, частка якой была аддадзена гродзенскім татарам. У 1558 годзе пад двайною назваю Сушчава- Жылічы апісана ў “Валочным вымярэнні” як казенная каралеўская вёска Гродзенскай эканоміі. У гэты час да вёскі адносіліся 18 валок зямлі. Упамінаецца ў “Ардынацыі каралеўскіх пушч”. У 1798 годзе ўваходзіла ў Станіславоўскі ключ Гродзенскай эканоміі. Каля вёскі археолагі знайшлі гарадзішча  часоў сярэднявечча ХІ - ХІVст., а таксама 5 стаянак: Жылічы-1, фінальны палеаліт, 1 кіламетр на поўночны ўсход ад вёскі; Жылічы-2, 200 м ад паўднёва-ўсходней ускраіны вёскі, фінальны палеаліт;  Жылічы-3, каменны век, 150 м на поўдзень ад Жылічы - 2;  Жылічы - 4,  каменны век, на мысе паміж левым абрывам яра і русла Нёмана; Жылічы – 5, каменны век, 300 м на паўднёвы ўсход,  адразу  за вусцем паўднёвага  яра.

КАМЕНКА.  Назва вёскі дадзена па прыкмеце мясцовасці: камяністыя палі, камяністае месца, але фактычна назва вёскі паходзіць ад назвы ракі – прытоку Ласасянкі. Вёска Каменка належала да роду Тызенгаўзаў. У 1580 годзе быў пабудаваны драўляны касцёл. Ёсць даравальны запіс на ўвалоку зямлі, дадзены памешчыкам Пракопам Бяляўскім Каменскай царкве ад 5 какстрычніка 1615 года.  У 1706 годзе тут была кватэра шведскага караля Карла ХІІ падчас паходу супраць Аўгуста ІІ. 29 студзеня 1706 года Карл выдаў зварот да жыхароў Вялікага княства Літоўскага падтрымаць новага караля Станіслава Ляшчынскага. У 1784 годзе вёска належала Гродзенскай  эканоміі і адносілася да Гродзенскай парафіі. У часы Расійскай імперыі – цэнтр воласці Гродзенскага павета.  З 1921 па 1939 год – у складзе Польшчы, уласнасць Сапегаў.

КАПЦЁЎКА. (Горніца – Капцёўшчызна, у 1784 годзе – Капцёўшчызна). Назва вёскі паходзіць ад прозвішча Копаць, Копціч. У ХVІ стагоддзі належыла Валовічам, потым  - Храптовічам, Хлявінскім, Волмерам. У Расійскай імперыі цэнтр воласці.  З 1921-га па 1939 год – у складзе Польшчы. У 1929 годзе была арганізавана пажарная ахова, адкрыты Дом народны імя І.Масціцкага, дзе знаходзіліся бібліятэка, радыё, школа, паштовае аддзяленне, станцыя для ачысткі збожжа, крама. З 1939 года – у складзе БССР.

КАРАНЕВІЧЫ. Магчыма, назва вёскі паходзіць ад прозвішча Корань. Упамінаецца ў 1776 годзе. У часы Вялікага княства Літоўскага ўваходзіла ў склад Аўгустоўскага ключа Гродзенскай эканоміі. Пасля трэцяга падзелу Рэчы Паспалітай па ўказу імператрыцы Кацярыны ІІ ад 16 лютага 1795 года вёска падаравана генерал-лейтэнанту дэ Лассі.

КАРОБЧЫЦЫ (старажытная назва Растаўляны). Назва вёскі ўтворана ад прозвішча Кораб ці Каробка. У 1539 годзе ўпершыню згадваецца мячэць, якая верагодна, знаходзілася на ўваходзе ў вёску з боку Гродна, з левага боку ад шашы. Землі мячэці пераходзілі на другі бок ракі Ласосна, у раён страчаных татарскіх могілак каля вёскі Копанькі. Упамінаецца ў запісу ад 22 верасня 1558 года. Была каралеўскай вёскай у складзе Гродзенскай эканоміі, мела 44 валокі зямлі. У 1784 годзе вёска належала Гродзенскай эканоміі і адносілася да Гродзенскай парафіі.  На ўезде ў вёску збоку Гродна ў сасновым барку захаваліся татарскія могілкі ХІVVІ  стагоддзяў, якія, на жаль, разбураюцца.

КАЎПАКІ. Назва вёскі паходзіць ад мянушкі Каўпак ці ад рода рамяства жыхароў. Ад 1558 года належала Гродзенскай каралеўскай эканоміі. Пасля трэцяга падзелу Рэчы Паспалітай далучана да Расійскай імперыі і па ўказу імператрыцы Кацярыны ІІ ад 12 снежня 1795 года фальварк быў падараваны дарадцу Сымыцкаму.

КАШЭЎНІКІ ( у 1560гозе – бераг, у 1784 годзе – Кашэўнікі). Назва вёскі паходзіць ад прозвішча Кашэўнік, па версіі У.Жучкевіча, а хутчэй за ўсё ад назвы рамеснікаў. У 1560 годзе належала вялікаму князю літоўскаму і каралю польскаму. Паводле інвентара 1650 года, уваходзіла ў вайтоўства гарадніцкага двара. У 1784 годзе вёска належала Гродзенскай эканоміі, у ёй быў фальварк францішканскага кляштару, адносілася да Гродзенскай парафіі. З 1921-га па 1939 год – у складзе Польшчы. У гэты час тут былі гаспадары (напрыклад, Б. Вержхоўскі), якія здавалі турыстам свае дамы, абяцаючы смачнае харчаванне, добрую рыбалку, прагулкі на лодцы па Нёману, грыбы і ягады ў бліжэйшым лесе. Каля вёскі знайшлі стаянку перыяду бронзавага веку (Х-ХІ  тысячагоддзі да н.э.).

КОПАНЬКІ (Капанікі). Назва вёскі ўказвае на тэрмін копань – месца для здабычы пяску, гліны; поле, якое ўскопана рыдлёўкай (па версіі У. Жучкевіча), але, магчыма, ад назвы сажалак. У 1784 годзе вёска належала Гродзенскай  эканоміі і адносілася да Гродзенскай парафіі. Упершыню ўзгадваецца ў 1558 годзе пад назваю “Ласосна-Копанікі”. Тады да вёскі адносілася 30 валок зямлі. Недалёка ў лесе яшчэ ў 90-я гады ХХ ст. былі бачны рэшткі могілак беларускіх татар.

МАЛАХАВІЧЫ (Малахавічы-Гнойніца да канца ХVІІ  стагоддзя). Назва вёскі паходзіць ад прозвішча Малахавіч, па версіі У.Жучкевіча. Па прывілеям польскага караля і вялікага князя літоўскага ад 16 ліпеня 1502 года  і 4 снежня 1506 года, належала грунтам Гродна (16 валок). У 1558 – 1561 гадах 4 валокі атрымалі ў вёсцы езуіты. Згодна інвентароў 1708 і 1712 гадоў  у вёсцы было 34 валокі. Амаль палова была шляхецкай маёмасцю, хаця фармальна знаходзілася  пад юрысдыкцыяй магістрата, напрыклад, 11 1/6 валокі меў Александровіч, які здаваў землю чыншавікам Ю.Дзянісіку, А. Кастшыцкаму; 5 1/6валокі мела Янкоўская. ? валокі мелі ў вёсцы гродзенскія францішкане, 7 5/6 валокі – кармяліцкі кляштар. У 1784 годзе належала гораду Гродна і адносілася да Гродзенскай парафіі.

МАЛАЯ АЛЬШАНКА. Назва вёскі нададзена па назве дрэва альхі, альховага лесу, кустоў (па версіі У.Жучкевіча і Яшкіна). Па прывілеям польскага караля і вялікага князя літоўскага ад 16 ліпеня 1502 года і 4 снежня 1506 года належала грунтам Гродна.  Частка зямлі ў Альшанцы ў 1712 годзе належала шляхціцам, 10 валок – гродзенскім дамініканцам, францішканам. У 1840 годзе вёскай валодаў горад Гродна.

НЯМЕЙШЫ. Упершыню ўзгадваецца ў “Валочым вымярэнні”  ў  1558 г. пад назвай “Namieksy” і “Namiejksze”, што, хутчэй за ўсё, гаворыць пра балцкае паходжанне назвы. Славянская аснова – “нямейшы” – гэта малодшыя члены беднай сям’і.  У XVI  стагоддзі належала  Гродзенскай каралеўскай эканоміі.

ПАГАРАНЫ. У аснове назвы вёскі тэрмін “гара”: горань – пагоркавая мясцовасць, гараны – пасяленні на пагорках, па версіі У. Жучкевіча, але, магчыма, вёска па-за пагоркамі. Упершыню ўзгадваецца ў “Валочым вымярэнні”  ў  1558 г. як казённая вёска пад назваю Квасоўка-Падгараны Гродзенскай каралеўскай эканоміі.  У 1797 годзе вёска мела 18 валок зямлі, на левым беразе Нёмана – 3 змены дворнага поля, лес пад назваю Логі (Солы), 2 гаі і 3 сажалкі.

ПАЛАТКОВА (у 1784 годзе Паладкова). Этымалогія назвы невядомая. Па прывілеям польскага караля і вялікага князя літоўскага ад 16 ліпеня 1505 і 4 снежня 1506 года, вёска належала грунтам Гродна. 5 валок належала з 1564 года да канца ХІІІ стагоддзя Я.Жэлігоўскаму, а потым, у канцы  XVIІІ стагоддзя, праз жаніцьбу перайшлі ў рукі пасэсараў Ястржэмбскіх. У XVIІІ стагоддзі амаль уся гарадская зямля належала да шляхты і кляштара кармялітаў. Пасля трэцяга падзелу Рэчы Паспалітай па ўказу Кацярыны ІІ ад 16 лютага вёска падаравана генерал-лейтэнанту Лассі. У 1840 годзе вёскай валодаў горад Гродна.

СКАМАРОШКІ. Назва ад слова”скамарохі” -  сярэднявечныя акцёры,  выканаўцы драматычных сцэнак (па версіі У.Жучкевіча). У 1784 годзе вёска належала Гродзенскай эканоміі і адносілася да Гродзенскай парафіі.

СЛАВІЧЫ. Назва вёскі паходзіць ад прозвішча Славіч, ад славянскай асновы Слава. Упершыню ўзгадваецца ў “Валочым вымярэнні”  ў  1558 г. як казённая вёска Гродзенскай каралеўскай эканоміі пад назвамі Бэрех і Свавічэ. Бэрэх – ад размеркавання на беразе Нёмана, а Свавічэ  атрымаліся, відаць, ад перапісу кірылічнага тэксту “Валочнага вымярэння” на лацінку: славянская “Л” магла быць запісана як “В” па фанетычнай сугучнасці з польскай “L”. У гэты час да вёскі адносіліся 14 валок зямлі, але асноўным заняткам жыхароў, відаць, было рыбалоўства.

СОЛЫ. Назва вёскі мае балтыйскае паходжанне (sala – востраў), або старажытнапрускае (salus -  ручай), па версіі У.Жучкевіча, але не выключана і фіна-ўгорская этымалогія назвы. У 1749 годзе вёску выкупіў у Александровічаў і Юзэфа Сасноўскага, палкоўніка Пэтыхорскага, князь М.Радзівіл, гетман ВКЛ і віленскі ваявода. Усе прэтэнзіі гродзенскай эканоміі заставаліся без задавальнення. Вёска адносілася да Гродзенскай парафіі. З 1921-га па 1939 год  - у складзе Польшчы. У гэты час  тут былі гаспадары (напрыклад, Т.Казлоў), якія здавалі турыстам свае дамы, абяцаючы смачнае харчаванне, добрую рыбалку, прагулку на лодцы па Нёману, грыбы і ягады ў бліжэйшым лесе.

СУХМЯНІ (Сукмяні). Назва паходзіць ад тэрміну “сухмень” – сухое месца(па версіі даследчыка Яшкіна), але, магчыма, ад часткі старажытнай вопраткі “сакмень”. У 1784 годзе вёска належала Гродзенскай эканоміі і адносілася да Гродзенскай парафіі. Пасля трэцяга падзелу Рэчы Паспалітай па ўказу Кацярыны ІІ ад 16 снежня 1795 года, вёска падаравана генерал-лейтэнанту Маўрыкію де Лассі.

ЦВІКЛІЧЫ (Чвіклічы). Магчыма, назва вёскі ідзе ад прозвішча Цвікліч (Цвікла), род якіх быў адным з важнейшых купцоў з Гродна. Па прывілеям польскага караля і вялікага князя літоўскага ад 16 ліпеня 1502 года і 4 снежня 1506 года, вёска належала грунтам Гродна.

ЧЭХАЎШЧЫЗНА.  Магчыма, назва паходзіць ад  слова чэх.

ЮЗЭФОЎКА.  Назва паходзіць ад імя Юзэф.

 

 

ПАДАННІ МАЁЙ МЯСЦОВАСЦІ

Населенны пункт

         Вёска Капцёўка была вядома ў канцы  XVI ст. – пачатку XVII ст. Назва яе бярэ пачатак ад першанасяленца Копціча, які займаўся гандлем вэнджаных прадуктаў (шынак, кілбас).

         Вядома такое паданне пра назву вёскі. Жыў калісьці тут чалавек, які капціў вельмі смачнае мяса і прадаваў яго. За гэта ён атрымаў прозвішча Копціч, а мясцовасць назвалі Капцёўшчынай ці Капцёўкай. Дзіўна тое, што на цяперашні момант у вёсцы няма нават падобных мянушак або прозвішчаў.

     Прыродныя аб’екты

         Вакол Капцёўкі ёсць шмат лясоў, але самыя вядомыя тыя, што знаходзяцца на Строкавых гарах. Пра гэтыя горы таксама існуе паданне.

         Жыў на гэтым узвышшы ляснік па прозвішчы Строк. Ён вельмі адказна ставіўся да сваёй пасады, клапаціўся аб чысціні леса і аб жывёлах. Кожную весну і восень ён насаджваў шматлікія дрэвы вакол свайго жытла. Хутка з’явіўся лес. Так як і ўзвышша яго назвалі Строкавым.

         А вось яшчэ адзін варыянт. Даўным –даўно, калі Строкавыя горы былі яшчэ раўнінным месцам, жыў на тым месцы ў зямлянцы дзед, якога звалі Строк. Ён хаваўся ад усіх людзей, а калі памёр яго жыллё замялі пяскі. Утварылася ўзвышша, якое назвалі Строкавымі гарамі.

         На самой справе жыў на гэтым месцы дзядок, якога звалі Іосіф, а прозвішча яго было Кесель. Людзі далі яму мянушку Строк. Была ў Строка даволі вялікая гаспадарка: свінні, козы, авечкі. Яго маленькая хатка знаходзілася каля самага лесу. Строк памёр прыкладна ў 1971 годзе, а ў людской памяці ён застаўся добрым, клапатлівым гаспадаром.

         Назвы гор, лясоў, палёў у большасці сваёй утвараны ад імён і прозвішчаў  іх уладальнікаў , якіх помняць нашы дзяды і бабулі.

         У Капцёўцы ёсць тры прыгожыя возеры, злучаныя паміж сабой ручайком. Існуе паданне пра тое, што каля трох невялікіх паглыбленняў жылі тры прыгожыя дзяўчыны, якія кахалі трох хлопцаў. Аднойчы прыехалі служачыя пана і забралі дзяўчын, каб тыя былі аздобай панскага палаца. Абураныя хлопцы адважыліся на паўстанне супраць пана, але былі пакараны смерцю. Дзяўчыны збеглі з панскага палаца да сваіх хатаў, і  калі пра ўсё даведаліся, то праплакалі ўсю ноч. Не ўяўляючы свайго жыцця без каханых, скончылі жыццё самагубствам. На месцы трох паглыбленняў  са слёз дзяўчын утварыліся тры возеры.

         Адно з гэтых азёр цяпер жыхары называюць Банным, таму што яно знаходзіцца побач з мясцовай баняй.

Другое возера Сталовае, таму што побач мясцовая сталоўка.

Трэцяе так і называецца Трэцяе возера.  Яно было выкапана прыкладна 15 год таму назад для развода рыбы.                  

Ландшафтны геамарфалагічны заказнік прыроды – Дзедавыя Горы (Вялікі лес). Найвышэйшае месца Гродзенскага раена, размешчана у паўднёвай частцы Гродзенскага раёна за 1,2 км на поўдзень ад паўдневай ускраіны в. Бычкі. Плошча заказніка складае 2,9 кв. км.  Пра Дзедавы Горы вядома такая легенда.

 Ішла вайна. Бязлітасная і жорсткая. Крывёю захліснулася  зямля. Сустрэліся яны ў страшны час, але са сваім моцным і чыстым пачуццем нічога не маглі зрабіць. Каханне не выбірае ні часу, ні месца.

Ён быў вялікім воінам, а яна -  звычайнай дзяўчынай.  Ён быў ворагам. Звалі яго Уладзімір.  А яе - Алеся.

Алеся, не гледзячы на тое, што Уладзімір быў ворагам, моцна кахала яго.   Бачыла яна, як пралівае яе каханы кроў знаёмых і блізкі ёй людзей, але нічога зрабіць не магла, бо ведала яна, што не было ў Уладзіміра выбару.

  Даведаліся людзі пра каханне Алесі. Схапілі яе і адвялі на высокую гару. Знялі з яе адзенне, толькі белую кашулю пакінулі. Халодны вецер пранізваў наскрозь яе цела .

- Ты здрадзіла свайму народу! - пракрычалі ёй людзі,  - і за гэта  будзеш пакарана смерцю!

 Нічога не адказала  Алеся. Толькі горда  ўскінула галаву і з крыкам кінулася з гары. А там, ля падножжа,  ішла жорсткая бітва. Змагаліся не на жыццё, а на смерць. Быў сярод воінаў і Уладзімір. Пачуў ён крык каханай, забыўся пра ўсё на свеце, і тут жа мог загінуць ад мяча ворага, але ў гэты момант цела Алесі растварылася ў паветры, ператвараючыся ў туман, засцілаючы ўсё навокал.  Разгубіліся воіны. Перасталі адрозніваць ў тумане, дзе свае, дзе чужыя: нічога не разабраць.  І бітва спынілася.

З тых самых часоў існуе легенда, што калі ў бітвах на войскі апускаецца густы туман, гэта значыць, сярод воінаў шмат улюблёных  сэрцаў, якія спрабуе зберагчы загінуўшая  Алеся.

Менавіта з таго часу захавалася павер’е пра тое што, калі апускаецца туман, то кажуць што ён прыйшоў з Дзедавых Гор  – гары Алесі і Уладзіміра.

 

 

 

Из истории культовых сооружений  агрогородка

 (католический костел Успения Пресвятой Девы Марии и православная церковь Успения Пресвятой Богородицы)

 

Поселение на месте  современного агрогородка  «Коптевка» появилось в конце XYI века. По поводу названия деревни есть еще одно мнение. Жители деревни Соломинка часто говорили: «Я с Каптяцов». Именно так первоначально называлась деревня. Объяснялось это тем, что рядом с деревней,  в урочище  «Высокая Гора», издревле люди копали красную глину, из которой местные гончары изготавливали домашнюю посуду. До сих пор на месте старых дворов  Коптёвки находят  черепки древних кувшинов, кружек и мисок местного производства. А глину и сейчас там берут для ремонта печей. Вот так первые копатели красной глины и определили название деревни  -  Коптевка. 

Богатый материал о строительстве костела в деревне,  о составе прихода в 1936-1937 гг.,  собрал ксендз Лешек Домогало. Согласно документам, деревня в 30-ые гг. ХХ века повсеместно называется Капцёвшчызна. В одном из документов указано, что в 1936 году в ней насчитывалось 186 жителей, а в имении, которое располагалось поблизости, проживало еще 17 человек.

Жители Коптевки испокон веков славились своей религиозной толерантностью.  Население относилось преимущественно к православной и католической конфессиям. Центром Коптевского прихода является католический костел Успения Пресвятой Девы, построенный в 30-ые ??гг. XX в. Православная часть жителей объединялась вокруг Православной  Успенской церкви,  построенной в  1864-1868 гг. и являющейся  памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля.

Первым культовым сооружением деревне некогда был униатский приходской костел имени Успения Пресвятой Девы Марии.  После запрета униатства  российскими властями костел был превращен в православную церковь.

Ведущую роль в религиозной жизни деревни во второй половине XIX века отыгрывала православная Успенская церковь. Строилась она на протяжении  1864-1868 гг. Церковь относится к числу,  так называемых,   церквей «муравьёвок», которые начинают массово строиться  на территории  Беларуси  после подавления восстания 1863-1864 гг. по приказу генерал-губернатора М.Н. Муравьёва для закрепления российского влияния в крае.

Церковь построена в ретроспективно-русском  (псевдовизантийском) стиле. Церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой  четырёхчастный  храм продольно - осевой композиции. В плане она напоминает куб, покрытый четырехскатной крышей, которая завершается восьмигранным барабаном с  куполом. Через прямоугольную трапезную к церкви примыкает трехъярусная шатровая колокольня. На кирпичном фоне бутовой  кладки стен выделяются элементы скромного архитектурного декора: оштукатуренные и побеленные профилированные плинтуса, арочные окна, угловые лопатки, фризы, напоминающие арки, и ниши. Арочные проемы оштукатуренного яруса декорированы кокошниками.

Строительство церкви, колокольни и каменной ограды было в основном закончено к 1867 году. Средства для постройки  были выделены правительство, часть пожертвована местными жителями. Литовские епархиальные ведомости от 1867 года № 24 отмечают, что значительную помощь  в строительство церкви сделал «начального того края»  М.Н. Муравьёв, указав, что здесь необходимо построить каменный храм вместо «малой и ветхой деревянной церкви». 

Архитектором  и строителем  храма называют  Осипа Михаэлиса, активного  лютеранина,  служивавшего  с 1826 по 1836 г. губернским архитектором.

Одной из первых меценаток  Православной Успенской церкви была Ольга Петровна Трусова, жена сенатора Ефраинава. Надгробная плита свидетельствует о том, что меценатка нашла последний приют у стен церкви. Около церковных ворот сегодня стоит красивый памятник чётырёхлетнему мальчику. Местные жители рассказывают, что нянька не досмотрела дворянского сына и он утонул в Коптёвском  озере, а безутешные родители поставили этот памятник.

Католический костёл Успения Пресвятой Девы Марии был построен в 30-ые гг. ХХ века.

  Первое упоминание  о будущем костеле относится к марту 1930 г. Именно в это время в католической газете "Ведомости архидэцезии" была опубликована статья, в которой говорилось, что в деревне Коптевка, находящейся  в 12 км от Индуры,  в которой некогда размещался униатский костел, планируется начать строительство католического костела. С этой целью в сентябре 1930 г. был создан специальный комитет во главе с ксендзом Эдмундом Дуликем, который должен был курировать строительство.     Непосредственная  история строительства храма начинается 2 октября 1930 г. с заседания Совета гмины Горница Гродненского уезда под руководством войта гмины Михаила Ломашевича. На этом заседании руководство гмины, 12 депутатов Рады гмины, а также староста Гродненского уезда Зигмунд Робакевич рассматривали вопросы, связанные со строительством будущего храма, о чем была оставлена  запись в третьем пункте протокола заседания гмины. В протоколе было  сказано, что совет  гмины, беря во внимание тот факт, что число католического населения на территории гмины составляет 65%  от всех обывателей гмины,  и тот факт, что для осуществления таинств им приходится обращаться в ближайший костел, который находится в 16 км от деревни, приняла решение о строительстве католического костела в деревне Коптевка. Для этого был создан специальный Комитет,  в состав которого вошли ксендз Э. Дулик, настоятель Францисканского костела в г. Гродно, земский обыватель М. ОБриен де Лосси, войт гмины М. Ломашевич, секретарь гмины В. Павловский, а также депутаты Я. Коровчик и М. Ковалевский. Комитет должен был заниматься всеми делами, связанными со строительством костела и образованием прихода. Выдержки из данного протокола заседания гмины были отосланы через уездный отдел в воеводскую канцелярию  и канцелярию архиепископа.  

 25 августа 1930 г. состоялось новое заседание Комитета, который занимался делами будущего храма. На этом заседании были избраны два  депутата, которые должны были представлять интересы Комитета на  заседании в Гродно в деле приобретения земельного участка под строительство костела в деревне  Коптевка. Такие полномочия были даны ксендзу Э. Дулику, настоятелю Францисканского костела в г. Гродно и М. ОБриен де Лосси.   

Земское правительство проинформировало членов Комитета, что под строительство костела зарезервирован участок земли, который значится в земском реестре под номером двадцать два. Он составляет 4,5 га. Условия приобретения земли были следующими: стоимость участка вместе с зелеными насаждениями составляла 2514 злотых 96 грошей, при приобретении земли нужно было внести задаток в сумму 25% от стоимости земли или 634, 96 злотых, ипотечные расходы составляли 60 злотых, уездные налоги- 12,6 злотых и общегосударственные налоги - 27,72 злотых. Таким образом, общая сумма первоначального  взноса составляла 735 злотых 28 грошей. Остатки суммы можно было выплачивать в течение 5 лет. Право на выкуп земельного участка было действительно до 2 декабря 1930 г.   В письме от 3 декабря 1930. Комитет, который занимался делами костела, отмечал, что территории участка, который  выделен под строительство костела, не хватает для образования отдельного прихода (согласно конкордату для образования отдельного прихода костел должен иметь не менее,  чем 16 га земли),  поэтому остальную часть  земли нужно будет покупать у частных лиц, для чего потребуется провести дополнительный  сбор пожертвований в пользу будущего храма).  Обращая внимание на свое тяжелое материальное положение,  Комитет просил земское  правительство о дополнительном финансировании и предоставлении основного участка земли бесплатно.  Аргументом служил тот факт, что земли, которые планировалось отвести под католический костел, ранее принадлежали униатскому костелу.   Невозможно установить,  была ли выплачена нужная сумма, или земли передавались бесплатно, но в документах отмечается, что уже в 1931 году уездный инженер  С. Граховский   утвердил архитектурный  проект  будущего костела, что послужило сигналом к ??приобретению строительных материалов.  

Желание жителей окрестных деревень иметь собственный католический костел и  приход  было подтверждено на общем собрании, которое состоялось в 1935 г. Собрание было связано с приездом в деревню Коптевка Гродненского епископа для рассмотрения жалобы жительницы деревни Коптевка М. Войтехович. На собрании было отмечено, что в будущий приход могли бы войти деревни Коптевка, Цвикличы, Гривки, Бычки, Новики, Каменка, Бросты, Жукевичи, Жиличи, Славичи и некоторые другие. Общее количество верующих католического вероисповедания в них составляло примерно 3000 человек.

 17 ноября 1936 г. состоялось новое заседание членов Комитета. На нем рассматривался  вопрос размещения будущего храма. Дело в том, что в 1930, когда только начинались переговоры о строительстве, костел должен был находиться сразу за зданием гмины, возле школы, но глава Гродненского Фарного  прихода ксендз Ян Хробоншч высказался за то, чтобы храм был построен к югу от здания гмины, на холме. Здесь же была выделена территория под католическое кладбище.   

5 сентября 1936 года был создан  новый католический приход с центром в деревне Коптевка, а чуть ранее 10 июля 1936 года начались полномасштабные  строительные работы  в новом храме. 16 сентября 1936 г. началось строительство плебании. Во время строительства местом проведения богослужений и жильём  для ксендза служило помещение Дома Людовэго имени И. Мастицкага, построенное в 1930 г. (сейчас на его месте находится Центральный Дом культуры).    В письме от 24 ноября 1938 г., которое было направлено в епархиальный секретариат, отмечалось, что виленский архиепископ позволил ксендзу Коптевского прихода выдвинуть свою кандидатуру на следующих выборах в Раду гмины, что могло способствовать ускорению строительных работ.  

 Работы, связанные со строительством костела,  были приостановлены в сентябре 1939 г. в связи с началом Второй мировой войны. На тот  момент полностью были возведены стены, и начались кровельные работы.  Приходский ксендз Ян Храбаншч был призван в армию на должность военного капеллана. Его приемник занимался только отправлением  самых необходимых обрядов по мере своих возможностей.  

 После воссоединения Западной Беларуси и БССР  деревня Коптёвка, а сней и территория католического прихода,     вошла в состав Гродненской области. 

 В этом же 1944 году, после освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков,  были ликвидированы организационные структуры католической церкви. Перестало существовать Виленское архиепископство, соответственно ликвидировался  и приход в деревне Коптевка.   30 июля 1945 г. был арестован ксендз костела В. Барук по обвинению в том, что он "объединяет вокруг себя антисоветские элементы и занимается антисоветской агитацией». Он был приговорен к 8 годам лагерей.   Костел был закрыт, а само помещение передано колхозу, который возник в Коптёвке в конце  40-ых гг.

В  начале 50-х г. в помещении костела располагался склад по хранению зерна, а в начале 80-ых гг. здание  было переделано  в мельницу. Католическая часть населения деревни для проведения обрядов должна была обращаться в Францисканский костел, который  находится в занеманской части Гродно.  Такая ситуация сохранялась до середины 80-ых гг. ХХ в., а точнее до «перестройки».

 В июле 1989 г. была восстановлен административный аппарат католической церкви в Беларуси, что положило начало так называемому "религиозному ренессансу" на этих землях. 13 апреля 1991 года создано Гродненское епископства,  границы которого совпали с территорией Гродненской области. С этого времени начинает возрождаться и религиозную жизнь на этих землях. Затронула данная тенденция и нашу деревню.  Как упоминалось выше в 1984-1987 гг. в помещении костёла находилась колхозная мельница, на оборудование которого было затрачено 200 тыс. рублей, большая по тем временам сумма, поэтому руководство колхоза не было заинтересовано в возвращении всех построек верующим.   

На общем собрании колхозников, на котором присутствовало и руководство области, было отмечено, что на католическом  кладбище, которое находится возле храма, в скором времени будет невозможно делать новые захоронения. Президиум собрания предложил сделать новое кладбище в 5 км от деревни, в направлении на деревню Каменка,  и построить на этом кладбище временную часовню.   Это решение было поддержано большинством голосов,  против высказались только три человека. В связи с этим руководство колхоза предложило собрать подписи в поддержку возвращения храма католической церкви. Но никто из лиц католического вероисповедания, проживавших на территории деревни, не поддержал эту идею. Колхозники, которые выступали за возвращение помещения костела,  направили письмо в Москву. 

5 июня 1990 г. Комиссия по делам религии при Совете Министров СССР дала письменный ответ. В письме, которое датируется 18 мая 1990 г. говорилось, о передаче помещения католического костела в деревне Коптевка католической церкви. Сначала верующим была возвращена лишь часть постройки, остальную часть занимала оборудование мельницы, которое было окончательно вывезена из костела в марте 1993 года.  В 1992 году заново возник и Коптевский приход, в него вошло католическое население деревень Бросты, Бычки, Цвикличы, Дойлидки, Горница, Гибуличи, Гривки, Каменка, Коптевка, Кореневичы, Колпаки, Ковальцы, Малая и Большая Ольшанка, Новики, Новоселки, Погораны, Полотково, Славичи, Сухмени, Жукевичи, Жиличи.

 

 

Парковая зона агрогородка Коптёвка

 

Разместившись на площади приблизительно в три гектара, парковая зона представляет собой уникальный природно-территориальный комплекс.  Доказательством этому служит обособленность составляющих его литогенных (горные породы), гидроклиматогенных (воздух, вода), биогенных (растения, животные) компонентов.

Рельеф комплекса представляет собой относительно выровненную территорию с ярко выраженной речной поймой, тремя озёрными котловинами, отдельными ложбинками и западинами.

Водные компоненты комплекса представлены системой тесно связазанных между собой посредством реки озёр.

Река Горница имеет ярко выраженную долину с выработанным руслом. Уклон реки в пределах парковой зоны составляет 7.8%, скорость течения 0,7 м/с.   

В энциклопедии «Блакiтная кнiга Беларусi» под редакцией Н.А. Дисько находится информация о реке Горница: «… Пачынаецца рака каля в. Бычкi, цячэ па усходняй ускраiне Гродзенскага ўзвышша…».  Ручей, протекающий вблизи деревни Бычки и некогда дающий начало Горнице, сегодня практически не существует.

Озёра парковой зоны замкнутые, овальные по форме с глубинами до 1,8-2метров. Площадь озёр приблизительно 3,2 га. Зимой покрываются льдом. До недавнего времени водоёмы использовались для разведения карпов, толстолобиков и других видов рыб. В данный момент они представляют интерес лишь для рыболовов-любителей. Сохранились и находятся в рабочем состоянии шлюзы, регулирующие уровень воды в озёрах.

           Богат и разнообразен растительный мир парковой зоны, он имеет несколько уровней. Самый верхний представлен деревьями: липами, акациями, каштанами, грабами, растут несколько десятков елей. Средний ярус - невысокий подлесок в виде кустарников черёмухи, лещины, сирени. Травянистый ярус составляют подорожник, куриная слепота, анютины глазки, крапива, клевер, занесённые сюда тимофеевка, ежа сборная и другие травы. На северной стороне деревьев произрастает мох - кукушкин лён. В водоёмах встречается колониальная водоросль вольвокс, что свидетельствует о чистоте воды.

Сложившиеся водно-растительные условия комплеса служат пристанищем для различных животных.  В водоёмах водятся карп, карась, щука, окунь. В травянистом покрове и на деревьях встречается редкое земноводное - древесная квакша, из малюсков: виноградная улитка, прудовик. В дуплах старых деревьв обитают белки. На удалённом от ценральной дороги агрогородка озере поселились бобры.

Парковая зона стала излюбленным местом для многих птиц. Это как привычные для деревни  воробьи, синицы, сороки, вороны, так редкие птицы: зимородок, клёст. Уже продолжительное время существуют здесь несколько гнездовий аиста, с весны до первых морозов на водоёмах живут дикие утки, а в последнее время сюда  постоянно  прилетают несколько несколько пар диких лебедей.

         Почвы комплекса – типичные для данной местности дерново-подзолистые, слегка переувлажнённые.

Уникальность парковой зоны агрогородка Коптёвка заключается не только в её природном разнообразии, сложившийся природно-территориальный комплекс это ещё интереснейшее учебно-практическое пособие,  даже больше  -  научно-исследовательская площадка.  Для учащихся Коптевской школы это реальная возможность «вживую» изучать компоненты природы, определять их взаимосвязи, изменения во времени, посколько парковая зона обладает свойствами полноценного ПТК: целостностью, устойчивостью, изменчивостью. Так, характеризуя отдельные ландшафты, здесь можно найти примеры  фаций, урочищ и даже местностей, изучать реку и её элементы(скорость течения, уклон, режим реки).

         Флора и фауна парковой зоны даёт возможность познакомиться с биогенными компонетами нашей природы, которые сегодня подвержены антропогенному воздействию, что в условиях современных форм хозяйствования, когда исчезают многие виды растений и животных, очень актуально.

 

 

 

 

 

 

 

       Наши координаты:   231761 Гродненская область, Гродненский район, д. Коптевка, ул. Победы, 58.     E-mail: koptevka@mail.ru